Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса. Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.). При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ПРИ РИСОВАНИИ И ПИСЬМЕ
Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании
- Локоть и кисть правой руки находится на весу
- Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано
- Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша
- Бумага лежит пряно, ровно от края стола
- Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно
- Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями
Характер движении руки, положения тетради, карандаша при письме
- Локоть и кисть правой руки лежат на столе
- Кисть повернута книзу с опорой на мизинец
- Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша
- Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди
- Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажина, обратно движение не проводится
- Движения руки строго ограничены
Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движении, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.
Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.
Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.
Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.
Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.
В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.
В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).
Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.
В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.
Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.
К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).
В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.
Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.
В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.
Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.
Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.
На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.
Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).
При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.
Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.
Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.
Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).
Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.
Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).
Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.